Цена на топливо в Беларуси не менялась 672 дня. Хотя за это время на нефтяном рынке было отмечено немало изменений: цена барреля менялась с завидной регулярностью, в России реализовывали налоговый маневр в нефтяной отрасли, уменьшались поставки сырья на наши НПЗ и назрела необходимость повышения цен на топливо.

В сентябре в «Белоруснефть»  заявляли, что подорожания топлива не предвидится.

Прогнозом на ближайшую перспективу поделился председатель концерна «Белнефтехим» Игорь Ляшенко. По его мнению, причин для пересмотра цен несколько:

— Во-первых, негативное воздействие «налогового маневра», введенного Российской Федерацией. Напомню суть налогового маневра. Его реализация в России в 2015—2018 годах предполагает увеличение «внутреннего» налога (на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и одновременное уменьшение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Результатом этого станет приближение внутрироссийской цены на нефть к мировой, в том числе для нефти, поставляемой на белорусские НПЗ.

В формулу цены на нефть, поставляемую в Беларусь из Российской Федерации, включен размер экспортной таможенной пошлины со знаком минус. При снижении мировой цены нефти снижается и значение экспортной таможенной пошлины. Чем ниже значение таможенной пошлины, тем ближе к мировой результирующая цена поступающей в Беларусь нефти. В 2017 году за счет налогового маневра при мировых котировках нефти марки Urals 50 долларов за баррель цена нефти для нашей страны увеличится на 8−9%. Увеличение стоимости сырья при неизменной технологии производства неизбежно приводит к увеличению стоимости готового продукта. То же самое произойдет с нефтью как сырьем и продуктами ее переработки — бензином и дизельным топливом. Уже сейчас существуют объективные внешние факторы, которые НПЗ не в состоянии компенсировать за счет собственных резервов. Мы видим, что назрела необходимость повышения розничных цен на автомобильное топливо.

В результате уже в 2015—2016 годах произошло удорожание цены нефти для белорусских НПЗ на фоне мирового падения цен на нефть. Например, при мировых котировках нефти 50 долларов США за 1 баррель цена нефти для нашей страны увеличилась на 21 доллар США за тонну. В 2017 году при осуществлении налогового маневра в России произойдет дальнейший рост цены. То есть в 2017 году эффективность работы нефтеперерабатывающей отрасли страны снизится еще больше.

Во-вторых, исчезла возможность поддерживать низкий уровень цен на внутреннем рынке за счет экспортных продаж. Конъюнктура мирового нефтяного рынка ухудшилась. Цена экспортной корзины нефтепродуктов снизилась больше, чем котировки на нефть. Кроме того, НПЗ платят экспортные пошлины. Существенно ухудшило производственные показатели отрасли, а также показатели внешней торговли, ограничение с третьего квартала поставок на НПЗ российской нефти.

В-третьих, с марта 2016 года увеличились акцизы на нефтепродукты, уплачиваемые заводами в бюджет. Например, потери ОАО «Нафтан» из-за роста акциза составили за март-сентябрь 2016 года около 48 млн долларов США.

В-четвертых, свою роль сыграла девальвация белорусского рубля. Например, на 1 июля 2015 года цена одного литра бензина АИ-92 на внутреннем рынке (1,11 руб.) равнялась 0,72 доллара США, а на 10 ноября 2016 года — всего лишь 0,58 доллара США. Снижение цен в долларовом эквиваленте составило более 20 процентов. То есть цена на нефть для НПЗ выросла в валюте, а цены на АЗС в валютном эквиваленте снизились.

Указанные факторы резко ухудшили финансовое состояние наших НПЗ.

При этом, на уточняющий вопрос в концерне отметили, что о том, когда повысится топливо, пока ничего не известно.

В концерне «Белнефтехим» напоминают: розничные цены на автомобильное топливо у нас по-прежнему ниже, чем в сопредельных странах, за исключением России. Например, розничная цена дизельного топлива в Литве, Латвии и Польше в 1,7−1,8 раза выше белорусской, в Украине — в 1,2 раза. Автобензин АИ-95 в Литве дороже в 2 раза, чем у нас, в Латвии и Польше — в 1,9 раза, в Украине — в 1,4 раза, в России цена АИ-95 паритетна с нашей.